ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ФОРЕКС В

Лучшие Форекс брокеры 2021:

Государственное регулирование финансового рынка

Зарегистрируйтесь и начните получать аналитические обзоры от Trading Central™.

Государственное регулирование финансового рынка является одной из самых важных задач государства. Грамотный контроль финансовых рынков обеспечивает успешное развитие и функционирование экономики страны.

Существует две модели регулирования финансового рынка: первая предполагает доминирование государственных органов и лишь небольшая часть полномочий передается объединениям профессиональных участников рынка — саморегулирующимся организациям (СРО). Вторая наоборот, предполагает передачу основных функций саморегулирующимся организациям, а государство оставляет за собой право контроля и возможность вмешаться в любой момент.

В Российской Федерации регулирование финансового рынка и регулирование рынка финансовых услуг в большей степени обеспечивает государство, и в частности, Федеральная Служба по Финансовым Рынкам (ФСФР). Как такого полноценного закона о финансовых рынках не существует, но о полномочиях Федеральной Службы по Финансовым Рынкам и управлению по финансовым рынкам можно судить по Постановлению Правительства РФ от 29 августа 2022 года «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации». В данном Постановлении говорится, что Федеральная Служба по Финансовым Рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Помимо ФСФР и управления по финансовым рынкам к государственным органам по регулированию финансового рынка также относятся Центральный Банк, Министерство финансов, Федеральная антимонопольная служба.

Совместно с развитием государственного регулирования финансового рынка происходит становление негосударственных форм контроля финансовых рынков. В частности, отметим создание СРО НП ЦРФИН (Центр Регулирования внебиржевых Финансовых Инструментов), который появился в 2022 году с целью создания и систематизацииединых правил и требований к брокерам на валютном рынке FOREX-услуг (от англ. FOReign Exchange — рынок межбанковского обмена валют по свободным ценам).

Рейтинг Форекс брокеров:

Отсутствие единого и полного закона о финансовых рынках в России подталкивает его участников к проявлению самостоятельной активности и приведению рынка к цивилизованному облику, в том числе, осуществлению контроля за финансовыми рынками в своей отдельной сфере. Создание нормативно-правового поля процесс сложный и длительный, требует от участников финансового рынка полной самоотдачи. В каком соотношении распределятся полномочия за контролем финансового рынка в России между государством и СРО сейчас говорить сложно, но главное, процесс идет, и российский рынок все больше приходит к мировым стандартам и нормам.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Государственное регулирование рынка ценных бумаг – один из видов упорядочения деятельности сферы и всех ее участников, совершаемых сделок со стороны определенных уполномоченных организаций (в данном случае государственных органов).

Регулирование рынка бывает двух типов: внутренним и внешним . Внутреннее предполагает подчинение всех участников рынка ценных бумаг (не только профессионалов, но и инвесторов, эмитентов) созданным ими же нормативным документам, в качестве которых могут выступать стандарты, правила ведения работы, устав и т.д. Внешним регулированием называется подчинение работы организации разного типа государственным нормативным актам, разного рода международным соглашениям.

Виды регулирования функционирования системы рынке ценных бумаг:

  • Государственное.
  • Общественное.
  • Саморегулирование.
  • Рыночный надзор.

На рынке ценных бумаг в РФ государство может выступать как:

  • Эмитент – в случае выпуска ценных бумаг государственных компаний.
  • Инвестор – когда управляет серьезными портфелями ценных бумаг промышленных предприятий.
  • Регулятор – когда пишутся и подписываются законы, акты.
  • Профессиональный участник – непосредственно в торговле акциями (например, при проведении приватизационных аукционов).
  • Верховный арбитр в появляющихся спорах – посредством системы судебных органов.

Регулирование с боку государства осуществляется путем:

Лучшие Форекс площадки:
  • Государственных нормативных актов.
  • Иных нормативных актов.
  • Работы госорганов контроля и регулирования.

Рынок ценных бумаг может регулироваться и управляться государством в прямой (административной) или косвенной (экономической) форме. Прямое управление рынком государство реализует через установку требований к участникам, их регистрацию и эмитируемые ценные бумаги, выдачу лицензий, обеспечение гласности и информированности, поддержание правопорядка в условиях рынка.

Косвенное управление рынком возможно выполнить через рычаги/капиталы экономического плана, которые есть у государства: система налогообложения (выгодные льготы, определенные ставки, освобождение от уплаты налогов), финансовая политика (минимальный размер зарплаты, процентные ставки), госкапиталы (бюджет, разные фонды), госресурсы и собственность (природные ресурсы, госпредприятия и т.д.).

Сущность и принципы регулирования

Регулирование рынка ценных бумаг имеет большое значение для эффективного развития сферы и ее нормального функционирования в рамках закона. Государство старается упорядочить деятельность участников рынка и процедуру проведения сделок, обезопасить.

Основные цели государственного регулирования:

  • Защита всех участников рынка от мошенничества и недобросовестных действий кого бы то ни было.
  • Поддержание порядка в сфере, создание оптимальных условий работы.
  • Защита прав/интересов инвесторов (на базе действующего законодательства).
  • Обеспечение условий для максимально прозрачного и свободного процесса образований цен под влиянием спроса/предложения.
  • Развитие эффективного рынка, который стимулирует предпринимательскую деятельность .
  • Внедрение разнообразных рыночных инноваций .

Основные принципы регулирования рынка ценных бумаг:

  1. Использование процедур открытия данных про участников рынка (крупных инвесторов, эмитентов, трейдеров), создание информационной системы про состояние рынка, гарантия ее открытости и доступности.
  2. Регулирование отношений эмитент/инвестор между собой и с участниками рынка. Речь идет об отношениях между владельцами ценных бумаг и обязанными лицами, про отношения между всеми в момент заключения сделки.
  3. Обеспечение конкуренции в качестве механизма объективного улучшения качества услуг, уменьшения их стоимости, способствование созданию равных комфортных даже конкурентных условий для работы.
  4. Эффективное распределение функций регулирования рынка наиболее оптимальным способом между органами управления государственного/негосударственного подчинения, развитие саморегулирования в сфере, взаимодействие саморегулируемых организаций с госорганами управления, власти.

Государственное регулирование и саморегулируемые организации

Успешное развитие и функционирование рассматриваемого рынка в Российской Федерации во многом зависит от степени и особенностей участия в нем государства.

Основные задачи, которые должно выполнять государство как регулятор:

  • Работа над законодательной базой.
  • Развитие инфраструктуры.
  • Создание системы информации касательно состояния рынка, обеспечение ее открытости.
  • Работа над системой защиты инвесторов (страхование).
  • Способствование развитию рынка ценных бумаг государственного типа.
  • Установка обязательных требований к работе профессиональных участников рынка, лицензирование.
  • Пресечение деятельности лиц, работающих на рынке без лицензии.
  • Формирование системы защиты прав собственников ценных бумаг, тщательный контроль за соблюдением прав инвесторов со стороны эмитентов, других участников.

Государство имеет право осуществлять прямое вмешательство в работу рынка ценных бумаг через уполномоченные органы. Основные государственные органы регулирования рынка: Правительство и Министерство финансов РФ, недавно сформированная Служба Центрального Банка РФ, ФСФР (до недавнего времени).

Правительство РФ осуществляет законопроектную деятельность, готовит проекты указов и разного типа распоряжений Президента, федеральных законов.

Министерство финансов осуществляет контроль и имеет такие полномочия:

  • Регистрация выпуска ценных бумаг (кроме акций чековых инвестфондов, банков).
  • Ведение Единого государственного реестра всего объема ценных бумаг, зарегистрированных в РФ, осуществление публикации.
  • Формирование правил совершения операций, реализации учета, предоставление отчетности по сделкам (кроме депозитариев, банков, регистраторов, валютных ценностей).
  • Подготовка специалистов в сфере ценных бумаг (работают финансовые колледжи).
  • Аттестация специалистов для осуществления операций с акциями, контроль получения аттестатов, при необходимости применение санкций.
  • Контроль покупки больших пакетов акций, ведение реестра АО, инвестиционных институтов.

ФСФР (Федеральная служба по финансовым рынкам) долгое время была основным федеральным органом, имеющим исполнительную власть. В течение 2004-2022 годов служба реализовывала государственную политику в сфере ценных бумаг, принимала нормативные акты, контролировала деятельность всех участников рынка, обеспечивала права и защищала интересы.

Параллельно с ФСФР Центральный Банк реализовывал надзорные и контролирующие функции, был органом госрегулирования для коммерческих банков . Современная система регулирования предполагала наличие нескольких регуляторов, что вызывало сложности. В 2022 году Указ Президента под номером 645 упразднил ФСФР и все полномочия, касающиеся регулирования, контроля, надзора передал Банку России. Была создана Служба БР по финансовым рынкам.

Центральный аппарат СБР по финансовым рынкам включает 13 управлений и 1 отдел, которые занимаются: лицензированием, государственным реестром, организацией/проведением надзорных мероприятий, регулированием деятельности всех участников, корпоративными отношениями, анализом, раскрытием информации, эмиссионными ценными бумагами, мониторингом, отчетностью, стратегическим планированием, деятельностью на рынке страхования, юридическими вопросами и т.д.

Служба БР регулирует, контролирует и надзирает за некредитными финорганизациями, их работой. В сферу интересов РЦБ входят контроль, надзор за следованием эмитентами положениям действующего законодательства в сфере ценных бумаг, акционерных обществ, корпоративных отношений в АО, регистрации выпусков ценных бумаг и т.д.

Служба Банка России реализует нормативно-правовое регулирование в области финансовых рынков, в том числе вопросов работы негосударственных пенсионных фондов, разного типа инвестирования пенсионных накоплений, обязательного страхования.

Службой Банка России должны осуществляться такие функции:

  • Надзор.
  • Консультирование.
  • Регулирование в узаконенных рамках.
  • Контроль.
  • Правоустановление.

Задачи Службы Банка России:

  • Принятие участия в развитии финансового рынка РФ, инфраструктуры.
  • Работа по обеспечению стабильности рынка финансов, поиск и исключение кризисов.
  • Анализ состояния, развития, далекоидущих перспектив финансовых рынков в сфере работы некредитных финансовых организаций.
  • Создание конкурентной среды.
  • Регулирование, надзор, контроль за финансовыми организациями некредитного типа.
  • Защита прав/интересов инвесторов и акционеров, страхователей, выгодоприобретателей по страховому законодательству, пенсионному страхованию и т.д.
  • Контроль за четкостью следования требованиям законодательства РФ, устранение неправомерного его использования, исключение манипуляций и использования инсайдерской информации.

Мегарегулятор на базе ЦБ обеспечивает независимость его работы от органов власти и объектов регулирования, что дает возможность оперативно разрабатывать нормативно-правовую базу, устранять системные риски, реализовывать макропруденциальный надзор, мониторить всю систему, разрабатывать унифицированный подход к разным институтам, оптимизировать и минимизировать затраты из госбюджета на свою деятельность.

Также регулирование рынка ценных бумаг может выполняться на уровне саморегулируемых организаций либо профессиональных участников рынка. Действующее законодательство допускает передачу государством части его функций СРО (уполномоченным организациям профучастников рынка ценных бумаг).

СРО могут реализовать деятельность в формате:

  • Профессиональных союзов.
  • Разного типа ассоциаций.
  • Общественных организаций профессиональной направленности.

Функции СРО стандартные: саморегулирование работы участников, поддержание лучших профстандартов, обучение персонала, осуществление совместных научных разработок, развитие инфраструктуры рынка, коллективное предпринимательство, защита прав\интересов инвесторов.

Сегодня статусом СРО в РФ обладают:

  • НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка) – в нее входят дилеры, брокеры, управляющие, депозитарии. В 1997 году стала первой СРО, признанной на официальном уровне, объединяла брокеров/дилеров. Членами ассоциации могут стать юридические лица, которые ведут профдеятельность на рынке, имеют лицензию. НАУФОР ведет электронную отчетность, может принимать экзамены для выдачи аттестатов квалифицированных специалистов финансового рынка. Цели и задачи объединения – развитие, улучшение системы регулирования, разработка правил и стандартов, контроль.
  • ПАРТАД (Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов, депозитариев).
  • НФА (Национальная фондовая ассоциация) – объединяет обладающие лицензиями компании (дилеры, брокеры, депозитарная деятельности, доверительное управление).
  • НЛУ (Национальная лига управляющих) – 56 организаций-управляющих НПФ и ПИФ.
  • ПУФРУР (Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона) – 19 членов-участников рынка региона.
  • НАПФ (Национальная ассоциация пенсионных фондов) – объединяет 88 организаций.

Профессиональные участники рынка ценных бумаг могут становиться членами не одного СРО одновременно. Более 30% участников рынка РФ входят в те или иные организации.

Регулирование рынка ценных бумаг наиболее активно осуществляется при условии использования различных систем контроля и надзора, которые реализуются как государством, так и саморегулируемыми организациями.

Форекс регулирование в России

Регуляция валютного рынка Форекс в России до сих пор вызывает горячие обсуждения в финансовой сфере – у ее механизма есть как сторонники, так и противники.

Бывшие ранее на слуху КРОУФР, ЦРФИН и тому подобные организации канули в Лету. Сегодня мы разберемся, кто и каким образом сегодня регулирует рынок Форекс в России.

Правовая база российской форекс регуляции

По состоянию на 2022 год ежемесячный денежный оборот российского сегмента валютного рынка Форекс превысил 300 млрд. долларов, что заставило правительство обратить на него самое пристальное внимание.

В результате, 29 декабря 2022 года президентом РФ был подписан Федеральный закон N 460-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», получивший негласное название «Закон о Форекс», который вступил в силу 1 января 2022 года и стал определяющим документом для участников валютного рынка в России.

Согласно закону, функции регулирования валютного рынка Форекс в России возложены на ЦБ РФ, совместно с саморегулируемыми организациями СРО, которые являются участниками этой отрасли.

Для получения статуса форекс-дилера, компании необходимо получить соответствующую лицензию Банка России. Право предоставлять свои услуги форекс-дилеру дает членство в соответствующей СРО.

В 2022 году в реестр СРО Банка России была внесена Ассоциация форекс-дилеров, которая на данный момент является единственной организацией, связанной с валютным рынком в стране.

В соответствии с требованиями закона, в обязанность СРО входит создание компенсационного фонда, который предназначен для выплат клиентам форекс-дилера, объявившего себя банкротом.

Требования к форекс-дилерам в России

  • Форекс-дилер обязан обладать собственными средствами, объем которых прямо пропорционален величине принимаемых рисков, но не менее 100 млн. рублей.
  • При получении членства в СРО форекс дилер обязан внести в компенсационный фонд взнос 2 млн. рублей. В случае нехватки средств фонда для погашения обязательств перед клиентами компании-банкрота, все форекс-дилеры – члены СРО, обязаны внести дополнительные средства, размер которых определяется их оборотом, вплоть до полного удовлетворения клиентских претензий.
  • Реклама форекс-дилеров в обязательном порядке должна содержать предупреждение о высоких рисках.
  • Форекс-дилер не имеет права выводить сделки клиентов на межбанковский рынок. Все сделки исполняются внутри компании.
  • Торговые услуги предоставляются форекс-дилером исключительно по валютным парам.
  • Кредитное плечо форекс-дилера не может превышать 1:50. В отдельных случаях, Банк России может дать разрешение на его увеличение до 1:100.
  • Форекс-дилер не имеет права вносить изменения в котировки на покупку без соответствующей коррекции котировки на продажу. Контроль за котировками осуществляет ЦБ РФ.
  • Банковские счета компании, а также ее клиентов должны находиться в российских банках.
  • Закон возлагает на форекс-дилеров функции налогового агента. При выплате клиенту прибыли, компания обязана удерживать подоходный налог.
  • Технические средства форекс-дилера должны быть его собственностью и располагаться на территории России. Все данные должны иметь резервные копии, а технические средства и программное обеспечение должны соответствовать требованиям СРО.

Особенности валютного рынка в России

Отсутствие лицензии Банк России не является препятствием для предоставления услуг на валютном рынке Форекс, но накладывает на деятельность таких компаний целый ряд ограничений, например, запрет на рекламу.

Российским гражданам никто не запрещает пользоваться услугами форекс-брокера, не имеющего лицензии Банка России.

Однако в этом случае следует понимать, что лицензированный форекс-дилер находится в зоне действия российской юрисдикции. Иностранный же форекс-брокер находится в правовом поле государства, где он зарегистрирован. Как правило, это офшоры. Это значит, если у клиента возникают проблемы с иностранным брокером, то это является его личной проблемой. Если возник спор с лицензированным форекс-дилером, то интересы клиента находятся под защитой законов РФ.

Например, все тот же «Закон о Форекс» четко определяет, что убыток клиента не может превышать размер внесенных им средств. В случае если лицензированная компания объявляет себя банкротом, вложенные клиентом средства будет возмещены из компенсационного фонда СРО. В случае с иностранным брокером рассчитывать на компенсацию вряд ли стоит.

Тем не менее, клиенты иностранных компаний имеют возможность обратиться к зарубежному финансовому регулятору, в юрисдикции которого находится брокер, для решения возникшего спроса.

Вывод

Однозначно оценить механизма форекс регулирования в России достаточно сложно:

  • с одной стороны, клиент российского форекс-дилера максимально защищен законом;
  • с другой стороны, иностранные форекс-брокеры, работающие на российском рынке, предоставляют более широкий спектр активов для трейдинга, выбор кредитного плеча и т.д.

Вполне вероятно, что требования закона для получения лицензии Банка России для некоторых форекс-брокеров являются неприемлемыми или невыполнимыми, чем и объясняется такое маленькое количество лицензированных российских форекс-дилеров.

Регулирование рынка Форекс

В целом, регулирование на Форекс очень нестрогое. Не то чтобы его нет вообще, но такого мощного института, как SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржам США), на валютном рынке не существует. В отсутствии централизованного управления нет и единой корпорации, владеющей рынком (подобно NYSE Euronext, которая владеет Нью-Йоркской фондовой биржей). Децентрализация — одно из главных преимуществ современного валютного рынка, но также и очень серьезная его проблема. При этом если сам по себе рынок является практически нерегулируемым, его участники попадают под контроль различных государственных органов в зависимости от страны, где такие участники находятся.

Так, например, все брокеры Форекс, зарегистрированные в США или обслуживающие американских клиентов, обязаны проходить сертификацию NFA (Национальной ассоциации фьючерсов) и CFTC (Комиссии по торговле товарными фьючерсами). Несмотря на то что реальный рынок Форекс не имеет ничего общего с фьючерсами и сырьевыми товарами, именно данные организации контролируют его в США. Некоторые правила таких комиссий введены для того, чтобы защищать интересы трейдеров (например, высокие требования по капиталу, предъявляемые брокерам), однако иные лишь усложняют инвесторам жизнь (бумажная волокита при регистрации, отсутствие хеджирования и т.д.). Однако трейдеры, причем даже те, что живут в США, вполне могут торговать и у брокеров, не зарегистрированных в NFA и CTFC, так что в целом от наличия такого регулирования никто особенно не страдает.

Британские брокеры, как и те, что обслуживают британских клиентов, подлежат обязательной регистрации в FCA (местной Службе финансового надзора). Регулирование в Великобритании куда более мягкое, чем в Штатах, поэтому при торговле у брокера, зарегистрированного в FCA или не зарегистрированного в ней, особой разницы не ощущается. При этом если вы хотите быть на 100% уверены в том, что брокер аккредитован в Соединенном Королевстве, достаточно лишь посмотреть, зарегистрирован ли он в FCA. Одно из главных преимуществ таких брокеров заключается в регламенте компенсаций, который защищает трейдеров в случае банкротства брокера.

Любой брокер, зарегистрированный в Швейцарии, обязан для начала получить лицензию SFBC (Швейцарской федеральной банковской комиссии), и уже затем, получив официальный статус банковской организации, может оказывать брокерские услуги в этой стране. Для трейдеров это очень хорошо, поскольку швейцарская система банковского регулирования является одной из лучших в мире, поэтому можно быть полностью уверенным в надежности организаций, подотчетных SFBC. С другой стороны, получение лицензии SFBC — процесс долгий и недешевый, что заставляет многие Форекс-компании уходить с швейцарского рынка.

Большинство брокеров Евросоюза и других стран также регулируются банковскими комиссиями в соответствующих странах. Их надежность также не вызывает вопросов, однако у обычного трейдера могут возникнуть проблемы с высоким порогом минимального депозита и, опять же, бумажной волокитой.

Что бы каждый ни думал о регулировании рынка Форекс, знание текущей ситуации в любом случае лишним не будет. Стоит также иметь в виду, что некоторые регуляторы не требуют от брокеров строгого выполнения определенных правил, и такое регулирование можно назвать лишь номинальным. Так, если брокер зарегистрирован на Сейшеллах, Британских Виргинских Островах или в другой офшорной зоне, не думайте, что он постоянно проходит проверки и аудит. Разумеется, это не означает и того, что такой брокер обязательно окажется мошенником. Многие брокеры уходят в офшор лишь потому, что там удобнее вести дела, а трейдеры предпочитают таких брокеров по своим частным причинам. При этом, конечно, все равно важно знать, является ли брокер лицензированным и кто выдал ему такую лицензию. Следите также за тем, как именно регулируется брокер и совпадает ли вид регулирования с вашими потребностями и целями.

Форекс в Украине будет регулируемым

Регулятором Рада предлагает определить Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг.

Вслед за Россией и Белоруссией, где внебиржевой рынок Форекс успешно интегрируется в правовой регулируемой среде, законодатели Украины принялись продвигать регулирование индустрии Форекс, которая до сих пор, по их словам, работает как казино. Комитет по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Верховной Рады Украины подготовил новый законопроект о деятельности форекс-дилеров в стране.

Комитет из 12 депутатов Рады принял, накануне, решение о подготовке нового законопроекта о деятельности рынка Форекс в Украине, а рабочая группа наработала предыдущий текст будущего законопроекта на базе двух существующих альтернативных.

этот значительный сегмент украинского финансового рыка до сих пор законодательно не регулируется и работает, по сути, как подпольное казино

Глава финансового комитета парламента, Сергей Рыбак, заявил: «Этот значительный сегмент украинского финансового рыка до сих пор законодательно не регулируется и работает, по сути, как подпольное казино. Нашей главной задачей является создание таких правил, чтобы деятельность участников этого рынка облагалась, а права клиентов были надежно защищены.

По словам г-на Рыбака, в профильном комитете были проработаны специально созданной рабочей группой два проекта о деятельности форекс-дилеров (№3672 и №3672-1). Оба эти законопроекты имеют схожие задачи, содержащие много полезных положений для регламентации деятельности этого рынка. Сергей Рыбак сообщил, что рабочая группа тщательно проанализировала опыт регулирования рынка Форекс в Европе и странах СНГ.

Источник: Сайт Комитета по вопросам финансовой политики

«Эксперты пришли к выводу, что дополнительно необходимо определить экономическую сущность деятельности форекс-компаний и учесть другие важные замечания и предложения. Необходимо четко отделить деятельность украинских форекс-компаний от деятельности реального валютного рынка, банковской деятельности и рынка финансовых инструментов. Вместе с тем, целесообразным является отнесение форекс-компаний в категории финансовых учреждений, регулятором которых предлагается определить Нацкомфинпослуг (Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг). Мы с коллегами приняли решение обобщить внесенные предложения и вынести согласованный текст на рассмотрение комитета на следующее заседание 22 мая», добавил глава финансового комитета.

Международный валютный рынок Форекс

Международный валютный рынок Форекс (FOREX англ. Зарубежный обмен) представляет собой внебиржевой рынок, где происходит постоянный обмен валют по свободным котировкам. Этот термин чаще всего используются для обозначения валютнообменной операции, а не всей массы валютных операций.

В России многие слышали про существование такого рынка. Однако в представлении обывателя он является исключительно спекулятивным, то есть это своего рода игра, где каждый может заработать денег, покупая одну или продавая другую валюту. Тем не менее – это далеко не так. Даже учитывая тот факт, что спекулятивная составляющая на рынке Форекс сегодня достигает девяносто процентов.

Исходя из целей, с которыми проводятся операции на Форекс можно выделить следующие виды сделок: спекулятивные, торговые, регулирующие, хеджирование. Обо всех этих видах операций на международном валютном рынке будет сказано ниже. А пока обратимся к истории появления Форекс.

История международного валютного рынка Форекс

Международный валютный рынок Форекс формировался десятилетиями. К его созданию побуждало развитие торговых связей между государствами, а также изменения, которые претерпевала финансовая политика многих государств. Немаловажную роль сыграли и политические события, которые происходили в мире во второй половине двадцатого столетия.

Следует отметить, что свои современные черты этот рынок начал обретать уже в семидесятых годах прошлого века. Именно в то время перестала существовать система фиксированных курсов валют одного государства, по отношению к другому. Кстати, спекулятивная составляющая на международном валютном рынке Форекс стала возможной именно благодаря тому, что Бреттон-Вудская система прекратила свое существование.

Что касается основных этапов создания Форекс, к ним можно отнести следующие:

  1. Мировой кризис 30-х годов ХХ века внес значительные коррективы в мировую торговую систему. Постепенно Лондон становится крупнейшим финансовым центром на планете, а британская валюта, фунт стерлингов, приобретает статус основной торговой и резервной валюты. Примерно в это же время в Швейцарии появляется Банк международных расчетов (своего рода прообраз Международного валютного фонда), который оказывал поддержку вновь появившимся независимым государствам, а также странам, нуждающимся в покрытии дефицита платежного баланса.
  2. В конце Второй мировой войны в Соединенных Штатах Америки состоялась знаменитая Бреттон-Вудская конференция, которая положило начало новой системе финансово-экономических отношений в мире. В частности, было принято решение о создании Международного валютного фонда, который бы осуществлял контроль за финансово-экономическими отношениями между государствами. В качестве резервной валюты, к фунту стерлингов был добавлен доллар США. По результатам конференции доллар США был привязан к золоту (35 долларов за унцию).
  3. В 1947 году в целях приостановления распространения коммунизма на Запад, США принимают план Маршалла, согласно которому, это североамериканское государство начинает оказывать помощь Европе вплоть до полного восстановления послевоенных экономик, а также военного потенциала. Благодаря реализации этого проекта, европейские государства в своем большинстве уже к 1958 году смогли перейти на свободную конвертируемость своих национальных валют. После того, как в 1964 году о свободной конвертации своей валюты объявила Япония, Соединенный Штаты Америки были уже не в силах поддерживать уровень цены на золото, заявленный по результатам Бреттон-Вудской конференции. В 1967 году Британия девальвирует национальную валюту, что явилось последним шагом на пути прекращения работы Бреттон-Вудской системы, которая уже не соответствовала новым веяниям времени. Последняя попытка сохранения Бреттон-Вудской системы была предпринята в 1971 году в Вашингтоне. Тогда было принято решение о коридоре отклонений, который был расширен до 4,5 процентов. Однако и эта мера не принесла желаемых результатов. В результате произошла девальвация доллара на 10%, а все развитые страны перестали поддерживать валютный паритет и отпустили курсы своих валют. Следует отметить, что несколько последних лет существования системы принесли многим трейдерам значительные прибыли. Особенно доходным были периоды сразу после окончания банковских интервенций. Когда государства отказались от фиксированных курсов валют, извлечение прибыли таким образом стало невозможным, что привело к банкротству нескольких банков, таких как, к примеру, Franklin National (США).
  4. Фактически, появление международного валютного рынка Форекс можно отнести к проведению Ямайской конференции 1976 года, в ходе которой были сформированы основный принципы современной мировой валютной системы. Золото перестало быть средством покрытия дефицита в международных платежах. В рамках мероприятия было предложено выбрать в качестве платежных средств национальные валюты. Отныне коммерческие банки получили право осуществления международных валютных операций.

Следует отметить, что рядом европейских государств была предпринята попытка защитить свои национальные валюты от резких колебаний. С этой целью в 1978 году создается Европейская валютная система. Однако уже в 1992-93 годах эта система доказала свою полную несостоятельность. Великобритания первой покинула Механизм обменных курсов, созданный в рамках ЕВС. В это же время произошла знаменитая девальвация британской валюты, после которой все европейские валюты стали значительно дешеветь.

Основные участники международного валютного рынка Форекс

Сделки на международном валютном рынке проводятся его основными участниками. Среди которых главное место занимают коммерческие банки. Основную часть сделок они проводят по поручению своих клиентов. Иные участники валютного рынка имеют счета в коммерческих банках и могут отправлять банку заявки на покупку или продажу той или иной валюты для собственных потребностей. Также, различные организации могут держать в банках депозиты или имеют банковские кредиты. По своей сути торговля на Форекс – это не операции на бирже, а межбанковские сделки. В некоторых случаях, коммерческие банки от своего имени могут проводить на рынке спекулятивные операции.

Заказчиками сделок по обмену валют зачастую выступают различные компании и фирмы, которые осуществляют внешнеторговую деятельность. Те компании, которые продают свою продукцию иностранным фирмам, то есть являются экспортерами, создают предложение на ту или иную иностранную валюту. В свою очередь компании, которые покупают иностранную продукцию, то есть являются ее импортерами, создают спрос. В основном, все эти сделки проводятся при посредничестве коммерческих банков.

Что касается всевозможных фондов, а также крупных международных корпораций, они могут держать средства в иностранной валюте. При этом, они осуществляют подобные вложения с целью извлечения прибыли из них.

Достаточно серьезным игроком на рынке Форекс является центральный банк. Самые крупные из них – Федеральная резервная система (FED, US Federal Reserve), Европейский центробанк (ECB, European Central Bank), Банк Англии (BOE, Bank of England), Банк Японии (BOJ, Bank of Japan). Эти игроки также проводят операции с валютой на межбанке однако их цели далеки от спекулятивных. Таким образом, они играют свою роль финансового регулятора.

Брокерские компании, а также дилинговые центры, предоставляющие услуги по доступу на международный валютный рынок Форекс также являются его участниками. Дилинговые центры часто являются посредниками между клиентами и банками, так как они аккумулируют средства первых для последних.

Государственное регулирование и международный валютный рынок

Следует отметить, что сам по себе рынок Форекс никем не регулируется, так как это достаточно сложная система, не имеющая единого центра. Тем не менее, во многих государствах, предоставление доступа на международный валютный рынок Форекс, в том числе и с целью проведения спекулятивных сделок контролируется определенными органами. К примеру, в Великобритании, эти обязанности исполняются службой финансового надзора (FCA).

В США, функции по регулированию деятельности, связанной с валютным рынком возложены на Комиссию по фьючерсной торговле товарами (CFTC), а также Национальную фьючерсную ассоциацию (NFA). Все вышеперечисленные организации тем или иным образом подотчетны правительственным институтам и имеют право на проведение расследований, а также наказание штрафом или лишением лицензии в случае, если нарушение является серьезным.

Что касается российского сегмента рынка предоставления доступа на Форекс, здесь в настоящее время отсутствует какое-либо регулирование. Большинство крупных компаний, позиционирующих себя как Форекс-брокеры, являются юридическими лицами иностранных государств (оффшорного типа). Официальному регулированию подлежит деятельность на фондовом рынке (она регулируется Федеральной службой по финансовым рынкам или ФСФР, а также Национальной ассоциацией участников фондового рынка или НАУФОР). С 2022 года рынок форекс в России имеет государственное регулирование, и все форекс-дилеры обязаны являться членами саморегулирующихся организаций: СРО АФД либо СРО НАФД.

Маржинальная торговля и риски

Маржинальная торговля появилась сравнительно недавно. С ее появлением, доступ на рынок Форекс получило множество частных спекулянтов, которые желают извлечь прибыль от изменения цены на те или иные валюты. Она подразумевает использование так называемого кредитного плеча. Такой подход позволяет ускорить получение большей прибыли. С другой стороны, использование кредитного плеча несет значительные риски для трейдера.

Следует отметить, что торговля на рынке Форекс в целом сопряжена с высоким риском потери собственных вложений. Это связано, в первую очередь с тем, что на стоимость валют, могут оказать влияние различные факторы. Таких факторов может быть огромное множество. К примеру, это могут быть стихийные бедствия, войны, изменения в кредитно-денежной политике того или иного государства, рыночные ожидания, связанные с тем или иным событием и так далее.

Кстати, упоминание о рисках, связанных с торговлей на Форекс является одним из требований, предъявляемых к брокерам на Западе. Неупоминание о рисках может привести к серьезным последствиям, вплоть до лишения брокера соответствующей лицензии на этот вид деятельности.

Следует отметить, что на постсоветском пространстве бытует мнение, якобы Форекс является неким мошенничеством, финансовой пирамидой и так далее. Однако Форекс, как международный валютный рынок не является отечественным проектом (миф о мошенничестве скорее связан с тем, что некоторые недобросовестные компании, именующие себя брокерами или дилинговыми центрами, занимаются отъемом капитала у клиентов, имея на то определенные преимущества, которые выражаются, в том числе, и в поставке котировок). Несмотря на сложность своей структуры, и отсутствие единого центра, этот механизм работает уже ни одно десятилетие и доказал свою состоятельность в качестве серьезного валютнообменного инструмента, который помогает не только в проведении внешнеторговых операций, но и в извлечении прибыли от спекулятивных операций.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ФОРЕКС В

осуществляется по следующим направлениям: 1) государство выступает в качестве административного органа, издающего законы, которые регулируют рынок ценных бумаг, 2) выступает на рынке в качестве субъекта экономических отношений, 3) воздействует на состояние рынка через кредитно–денежную политику центрального банка.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг

главный инструмент государственной политики на рынке ценных бумаг. Осн. задачи гос. регулирования сформулированы в Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ № 1008 от 1 июля 1996. Рынок ценных бумаг – один из наиболее регламентированных рынков в мире. Сложность отношений на рынке, его масштабность, присущий рынку риск, интересы безопасности его участников обусловливают необходимость принятия детальных стандартов и правил работы на нем, а также привлечения к вопросам регулирования разл. гос. органов и саморегулируемых орг-ций. Совпадение по многим позициям интересов участников рынка ценных бумаг и государства позволяет использовать саморегулирование как метод оперативного решения возникающих проблем (предупреждение и разрешение конфликтов интересов между участниками, улучшение управления рисками, снижение возможностей для мошенничества и совершения др. противоправных действий, поддержка ликвидности и стабильности рынка, соблюдение стандартов профессион. этики). Однако особенности рынка ценных бумаг не позволяют ограничиться традиц. методами регулирования, подобными методам в банковской сфере. Согласно Федер. закону «О рынке ценных бумаг» (1996) государственное регулирование осуществляется путем: установления обязат. требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них; лицензирования всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг; запрещением и пресечением деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соотв. лицензии; установлением предельных объемов эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг. Объектами государственного регулирования являются: эмитенты ценных бумаг и орг-ции, привлекаемые эмитентами для исполнения своих обязательств перед инвесторами; профессиональные участники, действующие на рынке ценных бумаг; инвесторы и орг-ции, профессионально занимающиеся управлением инвестициями; саморегулируемые орг-ции профессиональных участников рынка ценных бумаг. К органам гос. регулирования рынка ценных бумаг в России относятся: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России); Министерство финансов РФ; Центральный банк РФ; Министерство имущественных отношений РФ; Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; Министерство РФ по налогам и сборам; Министерство юстиции РФ; Федеральный орган по надзору за деятельностью страховых организаций. Государственное регулирование рынка ценных бумаг основано на принципах: единства нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории РФ; миним. гос. вмешательства и максим. саморегулирования (гос-во регулирует деятельность субъектов рынка лишь в тех случаях, когда это абсолютно необходимо, и делегирует часть своих нормотворческих и контрольных функций профессион. участникам рынка ценных бумаг, объединенным в саморегулируемые орг-ции); равных возможностей (равенство всех участников перед органами регулирования рынка); стимулирования гос-вом конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отд. участников рынка; гласного конкурсного распределения гос. поддержки разл. проектов на рынке ценных бумаг; отсутствия преимуществ для гос. пр-тий, функционирующих на рынке, перед коммерческими; запрета для гос. органов давать публичные оценки профессиональных участников рынка; отказа от гос. регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компанийрегистраторов); преемственности в развитии системы регулирования рынка ценных бумаг. Гос. регулирование и саморегулирование рынка ценных бумаг сочетаются при помощи консультативносовещат. органа – Экспертного совета при ФКЦБ России, обладающего правом предварит. рассмотрения постановлений ФКЦБ России и временного приостановления введения их в действие

Государственное регулирование фондового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садыкова Нурие Рустамовна

В статье анализируются теоретические аспекты государственного регулирования фондового рынка; статистические данные фондового рынка и его регулирования в РФ.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Садыкова Нурие Рустамовна

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование фондового рынка»

положении эмитентов и т.д. Чем более развит будет российский рынок ценных бумаг, тем более устойчивым будет его положение в периоды кризисных явлений.

Таким образом, повышению привлекательности фондового рынка будут способствовать: появление новых видов ценных бумаг, развитие интернет-технологий торговли, создание в Москве Международного финансового центра[3].

1. Федеральный закон от 22 апреля 1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 138-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»; Федеральный Закон от 30 декабря 2006 г. № 282-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».

2. Прогноз развития финансовых рынков РФ до 2022 года. А. Ведев, Ю. Данилов.

3. Кривошеин А.Н. Управление инвестициями в субъекте Федерации (на примере Москвы): автореф. дис.. канд. эконом. наук. М., 1998.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОНДОВОГО

РЫНКА Садыкова Н.Р.

Садыкова Нурие Рустамовна — студент магистратуры, кафедра государственных финансов и банковского дела, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь

Аннотация: в статье анализируются теоретические аспекты государственного регулирования фондового рынка; статистические данные фондового рынка и его регулирования в РФ.

Ключевые слова: фондовый рынок, контроль, надзор, рынок ценных бумаг, регулирование рынка ценных бумаг, мегарегулятор, Банк России.

Фондовый рынок любой страны косвенно или прямо регулируется государственными органами, которые уполномочены упорядочить деятельность всех его участников: инвесторов, эмитентов, организаций инфраструктуры рынка, профессиональных посредников.

Государственное регулирование фондового рынка осуществляется с целью четкого исполнения всех законодательных требований и нормативных актов, которые определяют обязанности и права каждого профессионального участника по ряду направлений — от регистрации выпуска ЦБ, до прав государственного управления по регулированию рынка.

Система управления рынка ЦБ основывается на использовании как государственных, так и негосударственных методов регулирования. Различают две модели регулирования биржи:

— регулирование рынка является преимущественной функцией государственных органов.

— государство сохраняет за собой основные контрольные позиции, но возможный контроль передается саморегулируемым организациям.

Государственное регулирование фондового рынка включает: разработку и реализацию стандартов и специальных нормативно-правовых актов, а также регламентацию основных процедур торговли и контроль со стороны государства за соблюдением текущего законодательства всеми участниками рынка.

Главные задачи государственного регулирования рынка ЦБ:

— обеспечение безопасности для клиентов и профессиональных участников рынка;

— реализация государственной политики развития;

— создание открытой системы данных о функционировании рынка и контроль за обязательным раскрытием необходимой информации участниками рынка.

Опыт стран с развитыми биржевыми площадками показывает, что государственное регулирование фондового рынка предполагает осуществление некоторых функций: [8, с. 87].

— Концентрация государственных и частных ресурсов для развития рыночной инфраструктуры;

— Разработка концепции развития рынка и соответствующих законодательных актов, осуществление программ по реализации концепции развития;

— Создание системы защиты инвесторов от убытков и системы информации о текущем состоянии рынка;

— Контроль за безопасностью и финансовой устойчивостью рынка, за соблюдением и использованием санкций заразличного рода нарушения;

— Регулирование рынка, разработка и регистрация правил его функционирования.

В Российской Федерации регулирование финансового рынка в большей степени

обеспечивает государство, и, в частности, Федеральная Служба по Финансовым Рынкам (ФСФР). О полномочиях ФСФР можно судить по Постановлению Правительства РФ от 29 августа 2022 года «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» [11].

Помимо ФСФР и управления по финансовым рынкам к государственным органам по регулированию финансового рынка также относятся Центральный Банк, Министерство финансов, Федеральная антимонопольная служба [5, с. 128].

Процесс совершенствования законодательной базы, регулирующей функционирование российского фондового рынка, ежегодно приводит к сокращению количества профессиональных участников. Статистика такова, что доля частных российских инвесторов на рынке акций составляет всего лишь 35%. Количество зарегистрированных клиентов — физических лиц составляет порядка 1,3 млн. человек, что составляет меньше 1% населения и 1,7% от экономически активного населения [2].

Рассмотрим основные показатели и тенденции российского фондового рынка за первое полугодие 2022 года.

Количественное изменение участников финансового рынка за 2022 гг. представлено в таблице 1.

Категория участников финансового рынка 2022 г. 2022 г. 2022 г. 2022 г.

Брокеры 885 803 616 436

Дилеры 888 811 633 469

Форекс-дилеры н/д 1 1 6

Управляющие (ДУ) 783 708 520 328

Депозитарии 616 573 492 389

Регистраторы 37 39 39 35

Управляющие компании ПИФ 402 395 371 330

ПИФ 1 471 1 462 1 447 1 353

НПФ 120 120 101 71

МФО 3 865 3 992 3 675 2 497

КПК 3 288 3 226 3 462 2 183

СКПК 1 617 1 661 1 714 1 182

ЖНК 69 66 62 56

БКИ 25 26 21 16

Специализированные депозитарии 44 38 39 39

Субъекты страхового дела (страховые орг. и н/д 566 478 358

Кредитные организации (КО) 838 820 706 598

Зарегистрированные инвесторы(юр. и физ. лица) на фондовом рынке 874 443 983 968 1 046 049 1 160 914

Активные инвесторы (юр. и физ.лица) на фондовом 60 850 74 867 83 268 108 397

Активные инвесторы (юр. и физ.лица) на срочном рынке н/д 27 243 40 278 41 043

Кредитные рейтинговые 9 9 9 2

По сравнению с 2022 годом в 2022 году произошло значительное сокращение количества кредитных рейтинговых агентств, с 9 до 2. Это объясняется вступлением в силу нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность кредитных агентств в России. Теперь иностранные рейтинговые агентства смогут работать в РФ только через отдельные дочерние организации, зарегистрированные в соответствии с российским законодательством. Еще одним требованием является наличие собственных средств в размере не ниже 50 млн руб. [2].

Во втором квартале 2022 года продолжилось сокращение количества профессиональных участников рынка ценных бумаг (рисунок 1).

600 500 400 300 200 100 0

и некредитные организации У кредитные организации

Рис. 1. Динамика количества организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг

Чуть более трети лицензий (36,6%) аннулированы в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций. В 20,5% случаев (23 лицензии) причиной отзыва стали нарушения. Еще 2,7% лицензий отозвано по иным причинам. В то же время концентрация сегмента осталась на уровне января-марта 2022 года: 80% активов профучастников-НФО контролирует 30 организаций, что составляет 6,6% от их совокупного количества (31 компания или 6,5% в первом квартале 2022 года). [10, с. 14].

Отметим, что за первый квартал 2022 года было аннулировано 150 лицензий. Основными причинами отзыва лицензий стали: собственная инициатива компаний (55 лицензий), нарушения (49 лицензий), отзыв лицензии на осуществление банковских операций (40 лицензий). По другим причинам было отозвано 6 лицензий. При этом одной из главных причин добровольного прекращения деятельности может считаться низкая рентабельность бизнеса. Сокращение количества участников приводит к увеличению концентрации в отрасли: количество компаний, совместно контролирующих 80% активов профучастников-НФО, сократилось до 31 организации (6,5% от общего количества компаний) (рисунок 2).

Брокеры Дилеры Доверительные Депозитарии Регистраторы управляющие

Рис. 2. Количество лицензий по видам деятельности на конец первого квартала 2022 (ед.)

В 2022 году возможен переход банковского сектора в состояние профицита ликвидности за счет выплаты, бюджетом накопленных суверенных фондов, частично закрывая дефицит бюджета. Сегодня на рынке ценных бумаг избыточно принимаются

биржевые котировки особенно облигаций, а по неликвидным ценным бумагам принимают эти котировки за справедливую стоимость. Также приняты меры по усилению трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики путем допуска корпоратов на денежный рынок. Рынок процентных биржевых деривативов имеет большой потенциал, и Банк России вместе с биржевой инфраструктурой приложил усилия по повышению ликвидности этого рынка, появлению новых игроков и репрезентативных индикаторов, и созданию единого маржирования портфеля сделок РЕПО и портфеля ПФИ между одинаковыми контрагентами [9].

Устойчивое снижение инфляции по итогам второго квартала 2022 г. до 4,4%. позволит Банку России более активно снижать ключевую ставку в будущем без создания рисков для финансовой стабильности. Сокращается объем рефинансирования в Банке России, в результате чего уменьшается зависимость банковской системы от рефинансирования Банка России. На второй план отходит структурная проблема нехватки рыночного обеспечения. Системно значимым банкам становится проще выполнять норматив краткосрочной ликвидности [10].

В условиях поступательного развития инфраструктуры российского фондового рынка и повышения его конкурентоспособности на международном уровне, увеличивается количество эмитентов и клиентов, возрастает активность проводимых операций на фондовом рынке, рыночная стоимость активов, которая учитывается в российских расчетных депозитариях. В связи с этим совершенно очевидна актуальность задачи модернизации, расширения спектра и качества учетных и расчетных услуг [11].

Что касается перспектив дальнейшего развития фондового рынка, то в 2022 году внимание инвесторов по-прежнему будет приковано к дивидендным акциям. Инвестиционная привлекательность данных акций будет только возрастать благодаря снижению доходности по банковским депозитам. Почти в каждом секторе можно найти привлекательные для покупки акции. Ряд голубых фишек с государственным участием, таких, как «Алроса», «Аэрофлот», «Русгидро», «Газпром», продолжит удерживать дивидендную доходность выше 5%. В корпоративном секторе роль дивидендных акций сохранят за собой такие компании, как «МТС», «Северсталь», «НЛМК» и другие. На фоне завершения инвестиционных программ целый ряд компаний генерации электроэнергии и сетевых энергетических компаний может вырасти в цене. Благодаря постепенному улучшению ситуации в российской экономике интересными для вложения средств будут акции банковского сектора. Целый ряд сырьевых компаний может быть переоценен при ускорении нового сырьевого цикла. Высокую актуальность сохранят рублевые облигации, которые продолжат расти в цене на фоне снижения ключевой ставки ЦБ РФ. Инвесторы по прежнему продолжат открывать ИИС, общее число которых в 2022 году приблизилось к отметке в 300 тыс., а максимальная сумма внесения средств в год расширилась до 1 млн руб.

1. 01оЪа1Бсопот1сРго8рес181ипе 2022. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://openknow1edge.wor1dbank.org/ (дата обращения: 26.11.2022).

2. TheWorldBankGroup. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.wor1dbank.org/ (дата обращения: 26.11.2022).

3. Желтоносое В. М., Рындина И. В. Основы развития воспроизводственных процессов в системе рынка финансовых систем. // Дайджест-финансы, 2022. № 2 (170). 40 с.

4. Кятов А.К. Биржевой рынок акций России: проблемы и перспективы развития. // Научный журнал, 2022. № 7 (8). 70 с.

5. Лукашина М.М. К вопросу о регулировании фондового рынка в Российской Федерации. // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата, 2022. № 1 (32). 128 с.

6. О бирже — Московская биржа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.moex.com/s10/ (дата обращения: 26.11.2022).

7. Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2022 годов. Бюллетень банка РФ, 2022. 75 с.

8. Рубцов Б.Б. Глобальные финансовые рынки: масштабы, структура, регулирование. // Век глобализации, 2022. № 2. 87 с.

9. Саморегулируемая организация «национальная финансовая ассоциация». Годовой отчет, 2022. М., 2022. 65 а

10. Таштамиров М.Р. Тенденции развития банковской системы и ее устойчивости в условиях негативной экономической конъюнктуры // «НАУКОВЕДЕНИЕ», 2022. Том 9. № 1. 14 с.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ ПЕРСОНАЛА ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ УЧАСТИЯ СОТРУДНИКОВ В ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ Ганькина А.В.

Ганькина Александра Валерьевна — магистрант, направление: менеджмент организации, кафедра экономической теории, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье рассмотрена организация эффективной работы персонала путем внедрения системы участия сотрудников в прибыли организации. Ключевые слова: стимулирование труда, система участия, персонал, прибыль организации, трудовой потенциал, инновационные предложения.

Прибыль предприятия, полученная вследствие реализации коммерчески успешных инновационных предложений, должна стать главным источником финансирования дальнейшей инновационной активности персонала. Это экономически наиболее эффективная модель стимулирования инновационной активности. Действительно, участие сотрудника в прибылях предприятия самым тесным образом связывает интересы работника с интересами компании и с результатами ее финансовой деятельности

Однако для реализации этой модели необходимо изначально сформировать инновационную продуктивную среду и обеспечить заинтересованность работников в проявлении активности и решении творческих задач. Эти вопросы решаются путем реализации первых двух предложений.

Под системами участия работников в прибыли компании понимается разделение между ними и компанией дополнительной прибыли, которая была получена в результате повышения производительности и качества, а также в результате снижения себестоимости продукции путем инновационной деятельности работников.

При конструировании системы участия, базирующейся на показателе прибыли, следует учитывать трудности определения непосредственной связи между ее ростом и трудом конкретного работника. В связи с этим нередко применяются системы мотивации, связанные с результатами производственной деятельности. Тем самым системы участия в прибыли предприятия трансформируются в системы участия в общих результатах его деятельности.

Честные Форекс-брокеры:

About : Money